УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОБУ «Селивановская
основная общеобразовательная школа»
Т.А.Ковтуненко
2016 г
ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ
ПРЕБЫВАНИЕМ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
МОБУ «СЕЛИВАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА»
2016 год
Содержание программы
«Здравствуй, лето!».
1 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4. ЛОГИКА РАЗВИТИЯ СМЕНЫ
5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА В ЛАГЕРЕ
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СМЕНЫ
7. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СМЕНЫ
1 .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря. Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного. В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. В детском оздоровительном лагере главное - не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Являясь активным участником игры в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга. Новая роль организатора игр также способствует личностному развитию. Он часто становится лидером детского объединения или ученического коллектива. Полученные знания разнообразных игр и опыт организаторской деятельности позволят ему стать хорошим помощником педагога в реализации программ воспитания и закрепить на практике полученные знания, умения, навыки.
Таким образом, игра, её положительное влияние на развитие и становление личности ребёнка, расширяет своё поле деятельности и выходит за границы лагеря.
В зависимости оттого, какой игре отдаётся предпочтение, каково содержание игры, какую роль в ней играет взрослый, какую позицию по отношению к игре занимает ребёнок, игра может оказать существенное влияние на развитие тех или иных качеств личности.
Именно поэтому в каждый этап программы включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности.
Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и дома.
Программа ориентирована на возрастную категорию детей от 7 до 14 лет.
2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей, для полноценного отдыха, оздоровления детей, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - ролевую игру, как ведущий тип деятельности. Сюжетно - ролевая игра «Здравствуй, лето!» представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль.
2. Оздоровительный модуль.
3. Творческий модуль
4. Патриотический модуль
5. Нравственно-экологический модуль
6. Социально-психологический модуль
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
- цифровой фотоаппарат;
- музыкальное оборудование;
- компакт-диски и аудиокассеты;
- спортивно-игровой инвентарь;
- канцелярские товары;
- призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;
- методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины,праздники и т.д.);
4. ЛОГИКА РАЗВИТИЯ СМЕНЫ
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные
направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е.
реализуется в течение одной лагерной смены.
Основной состав лагеря - это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7-10 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за несколько месяцев до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к
летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
1. Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
• знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
2. Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
• реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих
дел;
- работа творческих мастерских.
3. Заключительный этап смены,
Основной идеей этого этапа является:
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
5.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА В ЛАГЕРЕ
|
Сюжет |
Участники |
1 смена |
Сказочное кругосветное путешествие с героями из разных сказок |
Ребята и педагоги |
Ребята и педагоги в течение всей смены совершают сказочное кругосветное путешествие.
Игра-путешествие развивается в течение 21 дня, т.е. во течение всей смены. Главная цель - проверить и испытать участников в различных ситуациях.
Пользуясь картой - маршрутом движения по станциям, ребята попытаются найти разумные выходы из «интеллектуального лабиринта», будут жить яркой и незабываемой жизнью вместе с героями из разных сказок проведут незабываемый дискотеки в Сельском ДК, потренируют здоровое тело для здорового духа на «Олимпийских играх» и т.д.
Когда все преграды будут позади, участники соберутся дружной командой на линейке для подведения итогов игры и награждения активных участников.
Для всех участников игры навсегда главным сокровищем останутся: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерские и организаторские способности и доброта.
В ходе игры ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.
6.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СМЕНЫ
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребёнка:
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
- будет развита индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;
- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получение конкретного результата своей деятельности.
7. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СМЕНЫ
Дата |
Мероприятия |
1 июня |
«День открытия лагеря»
|
2 июня |
«День безопасности»
|
3 июня |
«День спорта»
|
6 июня |
«Пушкинский день»
|
7 июня |
«Спортивный день»
|
8 июня |
«День пешехода»
|
9 июня |
«День любознательных»
|
10 июня |
«День России»
|
14 июня |
«День толерантности»
|
15 июня |
«День семьи»
|
16 июня |
«День талантов»
|
17 июня |
«День творчества»
|
20июня |
«День истории»
|
21 июня |
«День развлечений»
|
22 июня |
«День памяти и скорби»
|
23 июня |
«День моды»
|
24 июня |
«День игр»
|
27июня |
«День искателя»
|
28 июня |
«День успехов»
|
29 июня |
«День книги»
|
30 июня |
«День закрытия лагеря»
|